Современное китайское кино

Китайский кинематограф занимает одно из ведущих мест в мировой индустрии, обгоняя конкурентов из Индии, Японии и Южной Кореи по уровню технической оснащенности и компьютерной графике. При этом кинопроизводство Гонконга уже «наступает на пятки» Голливуду и в ближайшее десятилетие претендует занять пьедестал почета.

От провинциальной кинематографии до мирового лидера

Еще 20 лет назад китайский кинематограф был практически неизвестен международному сообществу. По сути, он являлся провинциальным и находился на государственном содержании. В 2002 году сборы в прокате составляли всего $130 млн, а по количеству кинотеатров на душу населения страна находилась на последнем месте в мире.

Переломным моментом стал 2002 год, когда китайское правительство начало широкомасштабные реформы в области кино, переведя производство, прокат и дистрибьюцию на рыночные правила.

Кинематографисты Поднебесной научились снимать для зрителей у американских и европейских коллег, а переживающее бурное развитие общество дало им множество интересных сюжетов для воплощения творческих идей.

На протяжении 15 лет сборы от кино в Китае ежегодно росли на треть, и каждый день в стране открывался новый мультиплекс примерно с 10–15 экранами. Появилось множество частных студий, которые сегодня производят основные прокатные хиты.

В 2012 году по сборам от кинопроката страна вышла на второе место в мире после США. В первом квартале 2018 года кинопрокат КНР впервые в истории опередил североамериканский (прокат США и Канады вместе взятые).

По итогам 2018 года китайский кинопрокат заработал $8,9 млрд, причем в двадцатке самых кассовых китайских фильмов года почти половина сборов пришлась на картины начинающих режиссеров. Молодые режиссеры тяготеют к жанровому кино и успешно его делают. Из трех самых прибыльных и популярных фильмов года один снят дебютантом.

За считанные годы китайская кинематография перевоплотилась в мощную коммерческую индустрию, производящую картины всех жанров, от хоррора до мюзикла, существующую за счет частных инвестиций и привлекающую миллионы зрителей, причем не только из своей страны.

Главные хиты кино последних лет

В 2017 году в Поднебесной произвели один из самых коммерчески успешных фильмов в истории кино – «Война волков 2», чьи сборы превысили $870 млн при бюджете в $30 млн.

В 2018 году милитари-экшен «Операция в Красном море», по сюжету которого небольшой отряд китайских десантников сражается с полчищами исламских террористов в вымышленной арабской стране, собрал в прокате $600 млн.

Китайцы умеют снимать разноплановое кино. Один из хитов – «Умираю, как хочу жить», снятый всего за $13 млн и собравший в прокате более $450 млн, рассказывает историю мошенника, который контрабандой ввозит из Индии дешевое, но эффективное лекарство для раковых больных.

В 2021 году военная кинодрама «Битва при Чосинском водохранилище» стала мировым лидером по кассовым сборам. При бюджете в $200 млн военно-исторический эпик заработал более $860 млн и продолжает лидировать в национальных и зарубежных списках кинохитов. Львиную долю от этой суммы фильм собрал на внутреннем рынке, который является самым большим в мире с его 50 тыс кинозалами и более 1 млрд кинозрителей.

Составляющие коммерческого успеха этой кинодрамы многочисленны и многообразны. Создатели картины пошли нестандартным путем: у ленты – три режиссера, и каждый из них – с мировым именем. Первый — китайский киноклассик Чэнь Кайгэ, мастер авторского кино, режиссер знаменитых исторических эпических костюмированных лент «Прощай, моя наложница», «Император и убийца», остросоциальной драмы о китайских крестьянах «Желтая земля», трагической киноленты «В сетях паутины» о растущей зависимости людей от интернета и социальных сетей. Второй – Данте Лэм, непревзойденный гонконгский мастер многочисленных криминальных и полицейских боевиков, сюжеты которых нередко заимствовали голливудские производители фильмов в жанре экшн. Третий – Цуй Харк, знаменитый постановщик, снимавший фэнтези и фильмы о китайских боевых искусствах.

В целом за последние два-три года китайские кинематографисты выпустили более трех десятков военных фильмов, к производству которых приложили руку самые известные режиссеры. Так, в начале октября 2021 года вышла лента мэтра Чжан Имоу «Идущий по краю», в которой рассказывается история китайской разведывательно-диверсионной группы, прошедшей обучение в СССР и заброшенной зимой 1945 года в тыл японских оккупантов.

Другие популярные фильмы последних лет: «Вдоль моста Блю Гэйт» режиссёра Чи-йен Йи, «Двойная рокировка» Эндрю Лау и Алана Мака, «Глухая шахта», «Выборы» и «Выборы 2» Джонни То, «Три времени» Хоу Сяосяня, «Натюрморт» Цзя Чжанкэ, «Великий мастер» Вонг Карвая, «Бродячие псы» Цай Минляна. Посмотрев эту десятку кинолент, можно узнать особенности, менталитет, современные проблемы и болевые точки китайского общества.  

Любимые жанры

Старейший жанр китайского кино, а также один из популярнейших – уся. Его слава уходит далеко за пределы Азии, а голливудские картины часто заимствуют его художественные приемы. Буквально слово «уся» означает «благородный воин». Картины в этом жанре часто именуют «кино боевых искусств». В Гонконге еще в 60-е годы прошлого века возникла уникальная профессия экшен-хореографа – кинематографиста, воплощающего на экране боевые сцены. Они в совершенстве владеют искусством съемки и монтажа и создают собственные фильмы наряду с постановкой боев в картинах других режиссеров.

Благодаря успеху первых копродукций этого рода – «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Герой» и «Дом летающих кинжалов» – во всем мире возникла мода на фильмы о боевых искусствах. Среди наиболее знаменитых уся последнего времени – дилогия «Братство клинков», а также уся-вестерн Бенни Чана «Зов героев». В 2018 году живой классик Чжан Имоу вернулся к этому жанру, сняв фильм «Тень» с уникальным изобразительным решением в стиле монохромной живописи тушью.

Мелодрама и романтическая комедия – популярнейшие жанры в Китае. Взлет романтических комедий начался, когда «Месть Софи», снятая Евой Цзинь, стала кассовым хитом, и достиг пика, когда фэнтезийная комедия «Русалка» побила кассовый рекорд в этом направлении, собрав $550 млн.

Один из самых быстроразвивающихся жанров – научная фантастика. Его активное становление началось в 2019 году, когда вышло несколько научно-фантастических картин про неустрашимых покорителей космоса, битвы с инопланетянами и прочую межгалактическую героику. Первой из них стала «Блуждающая Земля» – экранизация рассказа популярнейшего писателя Лю Цисиня, обладателя премии «Хьюго». Мировая премьера принесла картине хвалебные отзывы западной прессы, отмечавшей, что первый китайский научно-фантастический блокбастер вполне способен тягаться с лучшими голливудскими образцами. После этой картины интерес к жанру поддержали «Шанхайcкая крепость» про битвы с пришельцами и «Следопыт» про приключения астронавтов, чей звездолет потерпел крушение на далекой планете.

Китай превращается в мировой центр по производству качественного развлекательного контента: сериалов и фильмов. На их создание не жалеют денег. Сериалы The Longest Day In Changan (2019) и Legend Of Fei (2020) стоили более $92 млн каждый. Китайские сериалы уже переснимают в других странах. Так, в начале 2021 года южно-корейский канал JTBC купил права на ремейк популярного сериала «Всего лишь 30». Это продукт шанхайской студии Linmon Pictures о состоятельных женщинах за 30 и их проблемах в семье, любви и карьере. Сериал полюбили за репрезентацию взрослых незамужних женщин — китайское общество не одобряет одиночек в возрасте. На китайские телесериалы обратили пристальное внимание, когда в 2015 году Netflix купил права на показ Empresses in the Palace. По данным правительства, в том же году Китай экспортировал 381 сериал на общую сумму $57,8 млн. Так экспорт впервые за десять лет превысил импорт. В 2017 году экспорт вырос до $97 млн.

Продюсеры Deer Squad — первого китайского мультсериала, который показали в США на Nickelodeon — постарались построить сюжет так, чтобы уважать культурные особенности и китайских, и зарубежных зрителей. Герои Deer Squad — четыре олененка, которые спасают животных и людей в лесу. В Китае олени считаются счастливыми животными, а на Западе они ассоциируются с Рождеством и Санта-Клаусом. В Великобритании Deer Squad в отдельные дни был популярнее, чем «Свинка Пеппа». В 2022 году выйдет третий сезон мультсериала об оленях. iQiyi увеличит число эпизодов в каждом последующем сезоне с 40 до 52.

Об иностранных фильмах в Китае

Китай – одна из немногих стран, где крайне эффективно работает система квотирования на иностранные фильмы. В год на внутреннем рынке показывают ограниченное число иностранных фильмов. Например, в 2021 году — всего 34 ленты.

Копродукцию (создание фильмов в партнерстве с другими странами) в КНР делят на три вида. Первый – это фильмы, напрямую финансирующиеся китайскими компаниями. Например, «Миссия невыполнима: Последствия» (2018), главным инвестором которого выступила частная китайская студия Alibaba Pictures. Второй вид – картины, снимающиеся при участии китайских студий и на территории Китая, но имеющие иностранные съемочные группы и источники финансирования. Третий – фильмы, где не менее трети съемочной группы и актерского состава представляют китайцы, а сюжет так или иначе связан с китайской историей или культурой. К такому роду копродукции относится «Великая стена» Чжан Имоу с Мэттом Дэймоном в главной роли, произведенная голливудской компанией Legendary, владельцем которой является китайский мультимиллиардер Ван Цзяньлинь.

Все виды копродукции облегчают попадание фильма в китайский кинопрокат, но только картины третьего типа рассматриваются властями КНР как национальное кино. Лидером по части копродукций такого рода является Гонконг.

В целом гонконгские продюсеры добились впечатляющих успехов в адаптации последних выпущенных фильмов к особенностям китайского кинематографического рынка.

Резюмируя, отметим еще один важный тренд — китайцы любят свою культуру, и им нравится видеть ее на экране. В популярных работах имеется множество тонких шуток и забавных нюансов, которые смогут понять и оценить только китайцы. Поэтому для любой серьезной киноленты в Китае режиссеру необходимо быть культурно-осведомленным и разумно подходить к особенностям менталитета страны. Тогда любовь и популярность у зрителя будет обеспечена.