Автопром КНР выходит на лидирующие позиции в мире. Китайская промышленность семимильными шагами стремится вперёд, при этом больше половины автобрендов Поднебесной созданы менее 10 лет назад.
В мировом автомобильном бизнесе существуют, так называемые, эры и тренды. Был период популярности американских и японских брендов, затем на смену пришли европейские и корейские марки. Теперь будущее за автомобилями из Китая, которые привлекают потребителей сочетанием высокой технологичности, качества, надежности, цены и разнообразностью моделей. К тому же автопроизводители заботятся о постоянном наличии запчастей для потребителей.
Согласно данным, предоставленным UN Comtrade, средняя цена экспортируемого легкового автомобиля китайского производства в 2021 году составляла около 13 700 долларов, это примерно одна треть от стоимости немецкого автомобиля и на 30% дешевле, чем японский автомобиль.
По мере улучшения качества за последнее десятилетие китайские автомобили начали проходить европейские тесты на безопасность. Жесткие ограничения Китая на загрязнение воздуха помогли большинству его автомобилей соответствовать европейским стандартам выбросов. С 1 июля 2023 года Китай ввел более строгие, чем Евро-6, стандарты выбросов транспортных средств. Модернизированные стандарты предъявляют требования к выбросам загрязняющих веществ, таких как окись углерода и оксиды азота.
История китайского автопрома
Впервые в Китае представили собственный автомобиль весной 1931 года. Это был грузовик Ming Sheng 75. К тому времени на американских заводах Ford Motor Company собрали уже более полумиллиона автомобилей. Массовое производство машин давно наладили в Европе и Японии, и даже в СССР полным ходом строили гигантский ГАЗ.
По-настоящему первым массовым автомобилем КНР следует считать грузовик Jiefang CA-30.
В 2010 году Китай впервые со времён «Форд-Т» опередил Соединенные Штаты по размеру рынка. В том же году КНР потеснила Японию с позиции крупнейшей автопромышленной нации (1-е место в мире по выпуску автомобилей в годовом исчислении). Наконец, Германия уступила Китаю позицию лидера по экспортным поставкам.
Впереди планеты всей
В 2022 году в мире было продано 78,4 миллиона новых легковых и легко-коммерческих (LCV) автомобилей. При этом общий объем продаж автомобилей в Китае составил около 27 миллионов единиц. Таким образом, Китай, контролирующий четверть мировых продаж, продолжает оставаться самым крупным в мире автомобильном рынком.
В прошлом году Китай отправил на внешние рынки 3,11 миллиона авто собственного производства, что составило рост в 54 процента в сравнении с 2021 годом. Это значительно больше, чем у Германии, которая заняла третью строчку в 2022 году и отправила на экспорт 2,61 миллиона автомобилей. В 2021 году Германия была второй в мире по данному показателю. Китай сейчас догоняет Японию, которая находится на первом месте.

Лидер по продажам электрокаров
Электрические автомобили пользуются большой популярностью в Китае, где в некоторых городах уже практически полностью заменили автопарк такси.
В стране производится огромное количество электрокаров в самых разных модификациях и вариантах: от дешевых, двух- и трехколесных транспортных средств до полноценных внедорожников, коммерческой техники и автомобилей представительского класса. При этом поражает технологичность этих машин: запас хода, мощности и различные системы помощи при вождении.
Наблюдается устойчивый рост продаж автомобилей на альтернативных источниках энергии, к которым в Китае относят не только электромобили, но и машины с гибридными двигателями, а также на водородных топливных элементах. За первый квартал на рынке реализовали 1,58 миллиона таких машин — рост на 26,2 процента в годовом выражении.
Множество доморощенных марок, таких как BYD Co. и Nio Inc., растут, стремясь доминировать в мире автомобилей с новой энергией. BYD, который также производит собственные аккумуляторы и чипы, является крупнейшим производителем электромобилей в стране. У него есть амбиции стать Toyota среди электромобилей для покупателей с ограниченным бюджетом в мире, и он делает ставку на то, что его собственные элементы и полупроводники помогут ему достичь этой цели. Крупнейшим конкурентом Tesla Inc., вероятно, будет китайская компания, заявил главный исполнительный директор Илон Маск во время телефонного разговора с аналитиками после квартальной прибыли производителя электромобилей.
Отвечая на вопрос о китайских автомобильных компаниях, Маск сказал, что они «работают усерднее всех и работают умнее всех», назвав их самыми конкурентоспособными в мире.
По итогам 2022 года BYD, продав 1,85 млн электромобилей, обогнала американскую корпорацию Tesla (1,3 млн) и теперь прочно займет место мирового лидера по производству электрокаров. При этом BYD всего за год смогла утроить продажи, ведь в 2021 году они составили около 600 тысяч. Произошло это почти исключительно за счет внутреннего китайского рынка. Экспансию на мировом рынке, прежде всего в Европе, это производитель по сути дела только начинает.

Рекордное число брендов
Китайский автопром обходит США и Европу по количеству брендов и объёму производства. Сразу после финансового кризиса 2008-2011 годов и европейской экономической рецессии 2010-2013 годов автомобильная промышленность столкнулась с выходом из бизнеса значительного числа брендов. Однако пока весь мир расставался с автомобильными компаниями, китайский автопром, наоборот, наращивал свою мощность.
Таким образом, китайский сектор автомобилестроения одновременно и большой, и очень молодой: 58% компаний были открыты менее 10 лет назад.
Уже в 2016 году в Китае было представлено 130 автомобильных брендов, которые предлагали клиентам 952 модели. И это не считая вариантов исполнения одной модели с разным типом кузова.
Большая четвёрка автопрома КНР выглядит следующим образом: лидер — это SAIC Motor (5,3 миллиона проданных автомобилей). Далее идут First Automotive Works-FAW (3,5 миллиона), Dongfeng (3,2 миллиона) и Changan (2,3 миллиона). Среди других популярных брендов: Geely, Great Wall Motor, JAC, BAIC, CNHTC.
Китайские бренды в настоящее время являются лидерами рынка на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. В Европе продаваемые автомобили китайцев — это в основном электрические модели от Tesla Inc. и принадлежащие китайцам бывшие европейские бренды, такие как Volvo и MG, а также европейские бренды, такие как Dacia Spring или BMW iX3, которые производятся исключительно в Китае. Так, завод Tesla в Шанхае произвел в прошлом году почти 711 000 автомобилей, что составляет 52% мирового производства компании.

По мнению аналитиков, в связи с быстро растущим экспортом Китая и сокращением объемов Японии, Поднебесная станет крупнейшим в мире экспортером автомобилей уже в ближайшем будущем. По словам Сюй Хайдуна, заместителя главного инженера Китайской ассоциации автопроизводителей, это только начало. Цель состоит в том, чтобы к 2030 году продать за границу 8 млн. легковых автомобилей, что более чем в два раза превышает текущие поставки Японии.